Никонова 
Алла Ивановна

Педагог дополнительного образования
первой категории

 

     На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Исторически основу декоративно-прикладного искусства составляет ручной труд мастера.
     Приобщение обучающихся к народным ремеслам способствует улучшению трудового и эстетического воспитания детей, обеспечивает присутствие в учебно-воспитательном процессе национального компонента. Ориентация учащихся на старинные ремесла порой влияет на самоопределение учащихся в процессе выбора будущей профессии.
     Занятия в объединении “Саамский сувенир” способствуют передаче навыков по изготовлению саамских сувениров детям, живущим в местах проживания коренного населения, возрождению и сохранению традиций, саамской культуры.
     Данная дополнительная образовательная программа является программой художественно-эстетической направленности.
Данная дополнительная образовательная программа составлена на основе программ областной школы народных ремесел (г. Архангельск): «Художественная обработка и плетение из бересты» (автор В.Н.Бурчевский), «Традиционная северная вышивка» (автор Г.Н.Югова).
     Новизна данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что она обеспечивает учащимся возможность в более широком объеме освоить навыки работы с разнообразными материалами (бисер, кожа, замша, сукно, береста, мех, шнур, шерстяная и шелковая нить, сутаж и другие) и технологиями изготовления из них оригинальных изделий. Таким образом, данная программа призвана способствовать формированию целостной картины знаний о мире саамов и освоению технологии изготовления сувениров и изделий.
     Кроме того, диапазон программного материала, предлагаемого обучающимся для освоения, достаточно широк: от простых брошей до сложнейших картин и других оригинальных изделий с использованием технологий обработки различных материалов, сложной вышивки, элементов народного творчества.
     Актуальность данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что в рамках ее реализации будут решаться следующие современные педагогические проблемы:

• личностно ориентированного подхода (обращение к субъектному опыту обучающегося, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого ученика);
• природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности);
• культуросообразности (приобщение обучающихся к современной саамской культуре и их ориентация на культуру жителей Крайнего Севера);
• свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;
• сотрудничества и ответственности;
• сознательного усвоения обучающимися учебного материала;
• систематичности, последовательности и наглядности обучения.

     Педагогическая целесообразность данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что в основу ее разработки были положены следующие педагогические концепции, подходы и общепедагогические принципы: совокупность идей о дополнительном образовании детей – как средство творческого развития» (В.А.Березина); концепция развития школьников в личностно-ориентированном учебно-воспитательном процессе» (Н.Ю.Сенягина).
     Целью данной дополнительной образовательной программы является создание условий для развития художественно-творческих способностей учащихся посредством саамской культуры.
     Основными задачами данной дополнительной образовательной программы является:

1. Приобщение учащихся к истокам традиционного народного искусства и культуре родного края.
2. Создание условий для формирования художественно-творческой активности учащихся.
3. Формирование навыков и приемов работы с мехом, кожей, бисером, сукном и другими материалами.

     Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ заключаются в том, что она разработана на местном фольклорно-этнографическом материале. В настоящее время прикладное искусство саамов постепенно отходит от старых технологий и не только потому, что мало сохранилось описаний методов обработки, изготовления того или иного изделия, а еще и потому, что появляются новые, более качественные материалы, новые технологии, новые инструменты и приспособления. Да и изделия местных мастериц уже наряду с традиционно саамскими (пимы, ножи, деревянные ложки, солонки и др.) становятся более современными. К примеру, сохраняется орнамент, материалы, но он используется на другом изделии. Раньше была потребность в кисете для табака, и женщины шили их своим мужьям, сегодня кисеты не нужны, и саамские рукодельницы шьют чехлы для мобильных телефонов. Кроме того, обучение по программе построено по принципу «от простого — к сложному»: от вырезания простых и симметричных форм (первый год обучения) — к составлению сложных сюжетных композиций; от работы на плоскости — к обработке объемных форм. Особенностью второго и третьего годов обучения является то, что учебный процесс осуществляется по спиралеобразной схеме: одна тема подается в течение года с возрастанием степени сложности
     Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от 7 до 16 лет. Нижняя граница возраста объясняется трудоемкостью выполнения работ из меха, замши, бисера, сукна и других материалов, а также необходимостью начальной теоретической подготовки. Границы возраста могут варьироваться с учетом индивидуальных особенностей детей
     Сроки реализации данной дополнительной образовательной программы – 3 года обучения. .

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright © МБУ ДО "ДДТ ЗАТО г. Островной"  2010 - 2017 гг